Подпишитесь на рассылку и не пропустите новые посты в моем блоге ;-)

понедельник, 9 сентября 2013 г.

Елена Макарова "В начале было детство" - мое мнение

Всем привет!)
Сегодня решила поделиться с вами своим мнением о книге Елены Макаровой "В начале было детство". В инстаграме появился тэг #мамы_читают, по которому предлагают для чтения и последующего обсуждения разные мамские книги, хотя может быть будут и не только о детях. Но первая книга для чтения была предложена именно эта.

Это книга 1987 года и она вторая в трилогии "Как вылепить отфыркивание". Сразу скажу, что я очень скептично была настроена к выбору ведущей, если можно так назвать Дашу. И объясню почему: я не вижу смысла в чтении книг о воспитании ребенка, если книга старше меня. За это время многое что поменялось, методы и тд. К тому же, если это трилогия, то почему не начать с первой книги? Но я все-таки решила убрать свой скептицизм и начала читать книгу.

Итак, описание книги гласит о следующем:
Елена Макарова, известный писатель, педагог, историк. Ее книги помогают родителям и педагогам увидеть в детских творениях не произведения искусства, а процесс познания мира. Именно через творчество ребенок обретает себя в мире и мир в себе. "В начале было детство" второй том трилогии "Как вылепить отфыркивание" - об уникальности пути каждого ребенка к творчеству и о том, что задача родителя - уметь вдохновить, направить и вовремя отойти в сторону.

Под катом будет мое мнение о книге и понравившиеся цитаты))

Конечно, относительно Марка я рано начала читать эту книгу. Она больше подойдет для родителей детишек в возрасте от 3-х лет. Но я очень рада, что прочитала ее сейчас. Я как человек с рациональным складом ума и который склонен если делать, то занудно и скрупулезно, вполне могла совершить ошибки, о которых пишут в книге. 

Итак, эта книга сборник коротких рассказов. В каждом рассказе автор показывает, что значит творчество для ребенка, как он познает себя, свое место в мире и сам мир. Как с помощью того, что ребенок лепит или рисует можно понять его внутренний мир, его характер или проблемы, которые его беспокоят. Как должен родитель себя вести, как помогать и что не должен ни в коем случае делать. Книга с одной стороны светлая, добрая и теплая, если можно так сказать о книге. Но в тоже время, сжималось сердце в рассказах о детдомовских, о тех, кто из неблагополучной семьи, о больных и не таких как все детей. Я читала книгу долго - ровно 10 дней, хотя книга читается очень легко, ее можно прочитать на одном дыхании гораздо быстрее. Но я разжевывала каждый рассказ, пыталась увидеть в описании рисунков то, что видел автор, старалась отметить моменты, в которых я бы наверняка поступила неправильно. А так приходит осознание, что занимаясь творчеством с ребенком, надо забыть что ты взрослый, забыть про взрослые стереотипы, которые сложились в наших головах с опытом и возрастом, и быть свободными, потому что в детском творчестве есть место для всего, детское представление о вещах только формируется и это удивительный процесс, который очень часто взрослый человек губит, пытаясь с раннего возраста подвести ребенка под взрослые стереотипы и взрослое понимание мира. Я думаю, что когда я буду учить Марка лепить, рисовать и заниматься творчеством, я прочту эту книгу еще раз, чтобы освежить все в своей голове. Самое приятное ощущение после прочтения книги - у тебя не сложилось впечатление, что автор тебя отчитал как нерадивого родителям, не учил тебя. А наоборот, лично меня мотивировал стараться быть лучшей мамой и учиться понимать своего ребенка, пока он ребенок.

Из книги я для себя записывала много разных цитат. Здесь приведу некоторые, которые будут понятны даже вырванные из контекста) Первая цитата, которую я тут приведу, отражает в себе суть книги
Пока мы не изменим подхода к самой сущности детского творчества, мы ничего не поймем в нем. А значит, и в детях.

Убеждение, что дети - маленькие взрослые, привело к тому, что мы стали учить из по взрослой методике. От простого к сложному. От части к целому. В основе же специфического детского сознания лежит образ, сложный, но цельный. 

Дети мне никогда не мешают. Напротив, их присутствие вносит в жизнь порядок. Вселяет надежду.

Мы въезжаем в мир в детской коляске, катим по бульварам и паркам, не зная что это такое. Мы еще не назвали ни один предмет и ликуем, когда нам вынимают из теплого укрытия и держат на руках под открытым небом. И то, что небо - это небо, только предстоит узнать.

Последствия строгих запретов куда хуже разбитой чашки.

Ребенок не боится банальности. Его нисколько не заботит, что на рисунках других детей тоже есть и солнце, и небо. Потому что искусство здесь не цель, а средство освоения мира. 

Дети отталкиваются от того, что видят вокруг себя, но их мышление еще не нормативно. Может - так, может - иначе, но никогда: так - и только так. Догма - качество взрослого, окостеневшего сознания.

Первое слово "мама" - это не слово, а назывное предложение. В нем в свернутом виде спрятан "текст"

Хорошая книга. Мой скептицизм относительно того, что она 1987 года абсолютно напрасный, книга написана вне своего времени и актуальна даже сейчас, спустя 26 лет. Я советую ее прочитать мамам, чьи детишки в возрасте от трех до пяти-шести лет. Да и просто она очень интересно и легко читается.

Очередной большой-большой пост получился. Надеюсь, вам не тяжело их читать. 
Всем отличной недели,
Маша

6 комментариев:

  1. Маша, огромное спасибо за обзор книги, обязательно почитаю. Нам уже два года и мы начинаем осваивать краски, так что для нас это актуально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста!)) Рада, что обзор пригодился!))

      Удалить
  2. Я рада, что книга не оставила равнодушной!

    ОтветитьУдалить
  3. "я не вижу смысла в чтении книг о воспитании ребенка, если книга старше меня."
    Какое огорчающее мнение. Значит всех, кто отдавал свои сердца вместе с их знаниями, опытом и любовью тоже на свалку истории?

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...